игра на балалайке по трактирам ([info]nastin) wrote,
@ 2009-07-07 23:37:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
[нечаянно наблюл // спать пора, уснул бычог]
ненароком переслушал одну повесть агаты кристи несколько раз (пытался восстановить утраченный навык восприятия устного англика)

и

вот что я нечаянно наблюл: если посмотреть на сюжет классического детектива (а есть ли детектив более классический, чем агатин кристин? -- ох, "тяжелая это была мысль" про э.по и прочее "элементарно ватсон", но), если его внимательно рассмотреть, то обнаруживается, что

классический детективный сюжет (настаиваю на агате кристи) есть инвертированный сюжет античной трагедии:

- матрица детектива -- трагическая: судьба, исполнение, настижение, месть, срок, пресловутая несокрытость бытия для читателя-зрителя и сокрытость для героев --> хор;
- конструктивный принцип детектива отвечает року -- авторский "ноус" безоговорочно трансцендентен -- хуже только у набокова, но там это рефлексируется, а здесь имплицируется;
- рок имперсонален, рок детектива космичен;
- авторская речь (обычно, от лица некоего введенного повествователя-компаньона) точно соответствует хору;
- инверсия в том, что движение детектива обратно трагическому: в трагедии герой движим роком от раскрытия судьбы к ее реализации и своей гибели, что сертифицирует и судьбу, и героя, а в детективе жертва есть лишь жертва, герои обсуждают уже случившееся с кем-то, чья судьба сейчас будет раскрыта в рамках авторского замысла ("ноус"), но как "событие" (в пониманни руднева) -- только как нечто произносимое над и по поводу;
- собственно действие выпадает на долю тех, чья судьба завязывается, а не развязывается с гибелью жертвы, таким образом, детектив есть не просто инверсия трагедии, а как бы расщепление ее на две половины -- финалом детектив начинается и завязкой заканчивается;
- эта рассеченность требует размышления; можно в разных аспектах ее увидеть -- капитализм-шмапитализм-наследование, сохранение-потеря статуса, в общем, социальное становление в, так сказать, онтогенетическом аспекте, нет, это ерунда... хочется уидеть это шире -- вызов космосу, отщепление, нет, пока что нет слов...

так, всё, я так спать хочу, что совсем хочу.

запишем для памяти: инверсия и рассеченность, трагическая матрица, вывернутая наизнанку, вызов космосу -- в продолжении цикла, механистичность кармы -- не уместнее ли понимать так? -- нет! рок все же как-то более организмичен, рок логичнее (он "собирает", в смысле). особо: стабилизация(?), точнее цикличность в уже стабилизированном космосе (да!), ничего героического -- герой не участвует в стабилизации космоса. кто герой?

так-так, а что я говорил пару дней назад о "тайне"? -- "тайна берется силой", ага... ага, понял. оборотная сторона позитивизма. психологизм. порождение тайны знанием. метезис, уайтхед -- модель истинностного отношения. цикличность -- увод в потаенность в следующем цикле. утверждение самоценности цикла в противоречии с позитивистской установкой детектива. всем спасибо. боже, храни королеву. отбой.

*блин, как же это назвать -- да нет, не картезианский дуализм, нет, как же? м...м, мууууу... shit, потерялось слово. в общем, мне нужно описать пред-стояние и отделенность при предполагании стабилизированности космоса -- при выключке человека как активного начала из судьбы космоса. блин, приватизация судьбы. да нет, я не про "докса", не подсовывайте мне вашего позднего мх.

фыр, все. спать. завтра найду слова. а сегодня "самое главное слово ложится спать...", фсё:)

upd: тьфу, настин-дурень, ты только что всего лишь сформулировал принципы драмы! матчасть учить надо лучше. и спать хотя бы по шесть часов в сутки.



(23 comments) - (Post a new comment)


[info]anchentaube
2009-07-08 06:32 am UTC (link)
у Кристи (как и Конан Дойля, и Честертона) есть еще один важный момент - детектив (Пуаро, Марпл, Холмс, патер Браун) имеет совершенно четкие черты романтической личности - такой вульгарный извод Байрона получается : ))

(Reply to this) (Thread)


[info]nastin
2009-07-08 08:16 am UTC (link)
какие же именно черты романтической личности? разъясни-ка нам:))
Думаешь, это байроническая компания: коротышка фаzzа Браун? бабуся Марпл? пивной-живот и недоучка Мегрэ? кокаинист Холмс? тщеславный сластёна Пуаро?


я вижу схему {mind=герой-детектив}U{soul and body=компаньон-нарратор}
как если бы Дон Кихот был написан от лица Санчо-Пансы

рациональность героев-детективов гиперболизирована вплоть до того, что они ее сами прокламируют от первого лица. телесность героев затушевана. душевные движения вообще сведены к нулю. это конструкт Мира Разума в массовом исполнении.

телесность второго персонажа-нарратора выражена (они воевали в Афгане, имеют жен, склонны к любовным интрижкам етс.), причем все то, что называется "романтическим" в обыденном смысле (чувствительное, альковное и морализаторское) озвучивается именно этими вторыми лицами. они -- само человечество.

разум словно бы сам не может свидетельствовать о себе.

второй персонаж является как бы агентом его воплощения.


имеет ли мизантропия Мегрэ, Холмса, Пуаро и Брауна "байроническую природу"? что такое "байроническое"?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:24 am UTC (link)
вот ты сам и сформулировал основные черты "романтической личности":

"рациональность героев-детективов гиперболизирована вплоть до того, что они ее сами прокламируют от первого лица. телесность героев затушевана. душевные движения вообще сведены к нулю. это конструкт Мира Разума в массовом исполнении.

телесность второго персонажа-нарратора выражена (они воевали в Афгане, имеют жен, склонны к любовным интрижкам етс.), причем все то, что называется "романтическим" в обыденном смысле (чувствительное, альковное и морализаторское) озвучивается именно этими вторыми лицами. они -- само человечество"

сие есть противопоставление необычного/обычному, "сверх"человеческого/человеческому

(Reply to this) (Parent)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:29 am UTC (link)
насчет Мегрэ - не знаю, но все остальные имеют черты "сверхчеловека" в вульгарном понимании:
- они несравнимо умнее всех окружающих
- они одиноки, у них нет семьи, и они не испытывают по этому поводу вообще никаких сожалений - фактически, они не социализированы
- они обладают различными бытовыми маниями

второй персонаж - это не столько "хор", сколько "наперсник" из классицистской драмы, которому главный персонаж подробно рассказывает о всех своих проблемах и возвышенных переживаниях

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 08:37 am UTC (link)
но что же байронического?

они все -- разночинцы, они вообще все фрики!
их телесность купируется указанием на телесный недостаток: целибат Брауна, старая дева Марпл, толстый одышливый Мегрэ, женоненавистник Холмс и т.д.
все это только отслаивает их рациональность и все...

ничего сверхчеловеческого в них нет, только рацио.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:38 am UTC (link)
а Байрон - хромал : ))))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 08:41 am UTC (link)
Байрон - козел:)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:43 am UTC (link)
и "козел", и "хромота" суть знаки дьявола

(Reply to this) (Parent)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:39 am UTC (link)
а в твоем понимании "сврехчеловеческое" - это что, летающий супермен, что ли?!

(Reply to this) (Parent)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:40 am UTC (link)
мощный разум, приближающийся к божественному всеведению - не сверх-человеческое, что ли?!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 08:44 am UTC (link)
сверхчеловек в моем понимании -- это тот, кто может выпить две бутылки водки подряд:))

"мощный разум"?! шутишь? Браун и Мегрэ туповаты. "Патрон потеет" -- Мегрэт не размышляет, а тупит. Марпл нелепа, как и Пуаро. Холмс... ну что Холмс... глубоко больной наркоман, маниакально-депрессивный психоз у него опять же...

Нет-нет, это не мощный разум. Слава богу, авторы детективов так низко не опускались:))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:47 am UTC (link)
да, и при всей своей "тупости" и "нелепости" они отгадывают загадки, недоступные больше вообще никому

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 08:55 am UTC (link)
да, но они апеллируют не к особым способностям, а к МЕТОДУ! Холмс и Пуаро -- дедукция, фазза Браун -- эмпатия в психику преступника, Мегрэ -- знание социальных профилей человеков и т.д.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anchentaube
2009-07-08 11:00 am UTC (link)
неважно, к чему они апеллируют, важно, что никто другой не может воспользоваться этим "методом"! а уникальный метод, которым не может воспользоваться никто другой может ведь разработать только человек с особыми способностями : ))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 12:11 pm UTC (link)
!!! :-Р

(Reply to this) (Parent)


[info]anchentaube
2009-07-08 08:32 am UTC (link)
обыденное "романтическое" на литведческом языке скорее называется "сентиментальным"

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 08:42 am UTC (link)
да-да, только это следующая фаза умственного затмения. я детектив хочет опираться именно на энергию романтического.

(Reply to this) (Parent)


[info]a_zvereva
2009-07-08 09:22 am UTC (link)
Да, Павел, вы изобрели велосипед )) Об этом уже писали многие, в частности, Леви-Стросс (правда не об Агате Кристи как таковой)

(Reply to this) (Thread)


[info]nastin
2009-07-08 09:26 am UTC (link)
А почему не Пропп? И вовсе я ничего не изобретал, просто когда много раз переслушиваешь такой текст, его структура настолько становится видна, что как тут не записать? :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_zvereva
2009-07-08 06:39 pm UTC (link)
Пропп Проппом )), а у Леви-Стросса, в частности, есть работа по сопоставлению водевиля "Соломенная шляпка" и трагедии "Царь Эдип", выполненная в сходной манере )) Очень живо напомнило )) Есть и другие.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-08 06:47 pm UTC (link)
Неужели? [*удивленно] Эта штука может быть посильнее Фауста покруче "Социологии музыки" Т.А. с точки зрения завиральности -- я её хочу! а в инете она есть? как искать?

*Леви-Страуса вашего я читал-не читал = только "печальные тропики", а так самодовольствовался Фрэрезром и Проппом.

*хнык, хочу текст про соломенную шляпку царя Эдипа сей час (прикидывается бедняжкой)

:)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_zvereva
2009-07-09 09:46 am UTC (link)
Я сейчас далековато от своей библиотеки )), но, если не ошибаюсь, этот текст можно найти в книжке "Путь масок". Подробнее будет в августе ))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastin
2009-07-09 08:28 pm UTC (link)
ах да, ты же в Kurzeme!:))

(Reply to this) (Parent)


(23 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…